Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие по обслуживанию иностранных представительств «Инпредсервис»

Россия как многонациональная цивилизация

Россия в мировой истории являет собой настоящий феномен,
необъяснимый и неизведанный до конца. Если мы рискнем предположить, что
становление и развитие обществ во всем мире происходит не по определённым
законам, а имеет значимые закономерности, которые являются
справедливыми для большинства стран и государств, то Россия зарождалась и
жила в, по сути, невозможных условиях, нарушая все известные
закономерности развития социума. И сейчас, в условиях глобальной
турбулентности, вопрос развития России как Цивилизации стоит крайне остро.
Безусловно, на создание, формирование и становление современного
государства, государства-нации, некой политической общности влияет
климат, местность, способы производства, история взаимоотношения с
соседями.
Так, к примеру, Римская Империя была возможна как явление в мировой
истории, благодаря господству климатического оптимума на Планете,
соседству греков, галлов и условиям италийской местности. Без этого не было
бы ни Римской Империи, ни Римской культуры, права, политики - основы всей
будущей Европы.
Однако, стоит обмолвится, что Римская Империя выступает здесь
просто примером формирования некоего субъекта политики, Римляне не был
нацией, а Рим не был империей в современном понимании данных категорий.
Актуализировав образ закономерностей общественного развития,
упомянем, что Европейские государства-нации, которые, в силу своей
близости являются для России наиболее близкими, в социологическом
понимании, «значимыми-другими», отталкиваясь от образа, которых, мы на
протяжении многих лет формируем свой личный образ, свою идентичность,
формировались в определенных географических, исторических и
климатических условиях.
Характер британской нации вполне коррелирует с местностью ее
проживания, историей, островным климатом, характер немцев – с историей
раздробленности, местностью проживания и климатом центральной Европы.
Подобная климатически-географическая инкапсуляция создает у
проживающих достаточно близко народов, разные менталитеты, разные
языки, способы быта, школы философии, которые все вместе являются
европейскими менталитетами, языками и философиями, подчиняющимися
определенной логике и алгоритмам на определенном наднациональном
уровне.
Формирование же России, сначала как средневековых земель, а потом
уже как государства, происходило в кардинально отличных от Европы
условиях, что вызывало создание самостийных, непохожих алгоритмов.
Формирование России протекает не в относительно плодородных землях, а
среди лесов и болот, где продуктивность земледелия меньше, чем в Европе в
принципе. Уже один этот, казалось бы, банальный фактор, радикально меняет
весь процесс становления будущей России.
Изначальное формирование России как единого субъекта не было
ограничено какой-то замкнутой территорией – распространение русской
культуры, в виде миссий православных проповедников, проистекало в
настолько отдаленных уголках и сложных по климатическим и
географическим условиям местностях, как современная Мурманская область,
Сибирь, степи.
Привычность к суровому быту, наличие, в отличии от Европы, где
католическая церковь была метанациональна, а выработанное протестантское
учение не имело достаточного цивилизационного заряда, центризма в
структуре, отождествленной с нацией православной церкви не давало новым
освоенным территориям отпасть, выработать свои политические нарративы,
диалекты, свою культуру.
Распространение православия как основы русской культуры, на первом
этапе дает цивилизационный толчок, который из средневековой,
эсхатологической, апокалиптичной картины мира постепенно перерастает в
картину мира политическую. Именно в недрах Русской православной
эсхатологии рождается сначала идея «Москва – новый Иерусалим», а потом
«Москва – Третий Рим», которая в политическом плане становится некой
программой для развития государства российского, а после и Российской
Империи.
Разные народы были втянуты в формирование современной российской
нации достаточно давно, однако, постепенно, на основе общности территории
и распространения культуры в пространство влияния «Русского мира» не
просто втягиваются, а интегрируются народы – татары, башкиры, мордва,
коряки и остальной, огромный спектр народов России.
Стоит отметить, что интеграция народов происходит не по
европейскому сценарию (можно вспомнить историю взаимоотношений
Ирландии и Англии, уничтожения индейцев в США), а по принципу
культурного обмена между народностями вплоть до языка (особо яркий
пример в данном контексте, это татарские слова «сарай», «диван», «шашлык»,
«артель», «чулан» и прочие, надежно закрепившиеся в русском языке).
Именно русский язык, как язык православной миссии сначала, а потом язык
государственного производства становится фундаментом российской
общности. Однако, русский язык не снимает языки национальные (можно
вспомнить конфликт по поводу языков в Бельгии), а наоборот, дает широкую
автономию местным наречиям, языкам и культурам, привнося возможность
развиться местным поэтическим школам, философским, музыкальным.
К сожалению, революция и смещение акцентов в общественном
пространстве перечеркивают выработанную общественную, народную
философию, перечеркиваются Бердяев и Ильин, Бигиев и Гаспринский,
Уметбаев и Акмулла, перечеркиваются народные мысли, народные культуры.
Однако, советский опыт национального строительства опирается на
знания предыдущего этапа - так несмотря на постулирование единого
советского народа, соблюдается широкая местная этнокультурная автономия,
развиваются местные языки и искусства.
Россия являет собой, скорее не просто национальную общность, не
политическое объединение в виде нации, а нечто большее. Единственный в
своем роде феномен, который хотя и имеет схожую с Европой форму, но
отличается от нее внутренне. Разные способы производства, разные формы
взаимоотношения с народами внутри Империи, разные условия
распространения культуры, огромные просторы с огромным количеством
наций, настолько разных, но и настолько похожих, единых, которые
уживаются на одной большой основе, фундаменте. Фундаменте не
национальном, а по-настоящему, цивилизационном, широко интегративном,
способном собрать на едином пространстве огромное количество разных
людей, и, что самое важное, Россия не утратила данный фундамент до сих пор.

 

Коваленко Владимир Дмитриевич Санкт-Петербургский Государственный Университет, Факультет Политологии vlkov96@yandex.ru

При размещении своих персональных данных на сайте вы принимаете Согласие на обработку персональных данных